Россияне не склонны защищать свои «бытовые» права
Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в мае 2017 г. совместно с Национальной Юридической Службой АМУЛЕКС
Треть россиян за последние полгода сталкивались с нарушением своих прав в повседневной жизни - при приобретении товаров, получении государственных и коммерческих услуг и т.д.. В ситуации нарушений граждане в первую очередь обращаются за советом к близким или ищут информацию в Интернете.
При этом большинство потерпевших россиян (74%) ничего не делают для защиты своих прав.
За последние полгода с нарушением своих прав или прав членов семьи сталкивались 28% россиян.
Значительно чаще это отмечают жители обеих столиц (36%) и городов-миллионников (37%), причем в последних 11% указывают на 5 и более подобных случаев за 6 месяцев.
Наиболее часто права граждан нарушались в сфере розничной торговли, например, отказ в возврате некачественного товара (33% потерпевших) и в сферах ЖКХ и медицинских услуг (по 32%), когда услуга оказана некачественно или ее стоимость неоправданно завышена.
Реже опрошенные отмечали нарушения в сфере транспортных услуг (13%), услуг связи (12%), в области общественного питания и в финансах (по 10%). Меньше всего нарушений отмечалось в сделках с недвижимостью (3%).
Данные опроса подтверждаются статистикой обращений россиян в Национальную Юридическую Службу. За последние полгода самыми частыми запросами стали:
Некачественные товары
Возврат товаров, взыскание стоимости или компенсация за некачественно оказанные услуги в сфере розничной торговли
Платежи ЖКХ
Неправомерные платежи ЖКХ, нарушения со стороны управляющей компании
Медицинская помощь
Некачественная или завышенная по стоимости медицинская помощь
Автотранспорт
Взыскание автострахового возмещения, ремонт автомобиля
Трудовые отношения
Неисполнение обязательств по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера
В ситуации нарушения прав граждане в первую очередь обращались за советом к близким людям (32% среди тех, чьи права были нарушены в течение последнего полугода).
Также в случаях нарушений респонденты искали информацию в Интернете (26% среди тех, чьи права были нарушены в течение последнего полугода). Изучали первоисточники и обращались к профессиональным юристам реже: 11% и 13% соответственно среди тех, кто сталкивался с нарушениями.
При возникновении случаев правонарушений каждый пятый опрошенный предпочитал использовать механизм жалоб
Как правило, потерпевшие обращались напрямую к нарушителям 11%, в вышестоящую инстанцию - 6%, в прокуратуру и Роспотребнадзор – 2%. Россияне с более высоким уровнем образования значительно чаще писали жалобы (28% против 15% среди тех, кто не имеет высшего образования). Самостоятельную подачу документов в суд и найм юриста практиковали по 2% россиян.
Не предпринимали никаких действий при нарушениях 74% опрошенных (среди высокообразованных таковых 67%).
Стоит отметить, что уровень правовой грамотности во многом зависит от имеющегося у населения опыта защиты своих прав. Так, среди тех, кто чаще сталкивался с нарушениями, 21% оценивает свои знания как высокие, а среди тех, у кого подобного опыта нет, только 14%.
Половина россиян оценивает свою правовую грамотность как среднюю (52%), а треть (30%) считают ее низкой

«

Гузелия Имаева
Генеральный директор Аналитического центра НАФИ
Результаты исследования демонстрируют правовую пассивность наших граждан - чаще всего «решение» вопроса с нарушением прав заканчивается обсуждением ситуации с близкими и друзьями, не переходя в правовую плоскость. С одной стороны, это связано с отсутствием знаний и навыков в области защиты собственных прав даже по самым бытовым вопросам. С другой, нашей социально-культурной особенностью, выражающейся в высоком уровне терпения, о котором написано множество сказок и поговорок.

»
Только 16% россиян полагают, что уровень их правовых знаний выше среднего или высокий. Наибольшая доля россиян с высокой самооценкой правовой грамотности – среди жителей городов-миллионников (24%). Ниже всего свои знания в правовой сфере оценили жители малых городов с населением 50-100 тыс. чел – 38%.

«
Каждый бытовой вопрос имеет под собой правовую основу. А каждая правовая ошибка в бытовых вопросах имеет свою цену. В России не развита культура профессионального разбора правовых ситуаций, вместо нее - культура сетования и пересудов без конкретных действий. На «запрягание коней» люди тратят неоправданно много времени, эти траты часто преобразуются в финансовые издержки и упущенную выгоду. По нашей практике, вместе с профессиональным юристом человек решает свою правовую проблему в среднем за 7,3 часа. При самостоятельных попытках разобраться в проблеме затраты времени увеличиваются в 12-15 раз, а при неверных советах сочувствующих близких - ещё больше.

Важно понимать, что базовый критерий правовой грамотности – умение в случае нарушения своих прав четко сформулировать суть проблемы и правильно подать жалобу. В реальности же люди мало это практикуют и переоценивают свою правовую грамотность. Для нас это ожидаемый результат: статистика запросов тех, кто в первый раз обращается к нам, отражает реально низкий уровень знаний граждан в области права. Однако в среднем через три года регулярного общения с юристом люди заметно наращивают правовою компетенцию и простые задачи.
Например, корректную жалобу в нужную инстанцию с верным пакетом документов наши клиенты успешно подают самостоятельно.

Леонид Итальянцев
Директор по развитию Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС

»
Нужно исследование? Обратитесь к нам
Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС - крупнейший в России оператор дистанционных правовых услуг, ежедневно помогающий 1,2 миллионам клиентов из 1 736 городов и населенных пунктов России в решении правовых вопросов. Статистика запросов клиентов и консультаций наших юристов позволяет строить не только аналитику по состоянию правовой грамотности по всей стране, но и рейтинг проблемных ситуаций по регионам и городам совокупно с наиболее часто используемыми решениями любых юридических проблем.
Контактное лицо
СЕРГЕЙ ДОЛГОВ
Директор по коммуникациям
Национальной Юридической Службы
Звоните по телефону
Пишите на почту
press@amulex.ru